kototuj: (У-ук)
[personal profile] kototuj
Один мой френд интересуется: откуда взялся в советско-российском обществе запрет «не знать»? Почему ответить «не знаю» - стыдно?
Не знаю. Не могу сравнить с другими обществами. Но интересно подумать.
Вот иду я на работу и думаю: для чего люди общаются? Для обмена информацией, а еще? Для демонстрации силы («я умный») или статуса («я допущен к знанию»), а еще? Чтобы приняли в круг («я знаю то, что здесь принято знать»).
Прямо пирамида Маслоу, сверху вниз: потребность в познании – потребность в почитании – потребность в принадлежности (от которой до потребности в безопасности – один шаг). То есть, цели у нас такие: развитие, соревнование и поглаживание. И только первая из них допускает, что ты можешь чего-то не знать.
Если мой френд прав, и действительно в российском обществе не развито общение ради обмена информацией, то все остальные мотивы сводятся (тут мимо пробегает маленькая собачка и высоко, как только может, задирает лапу на столб) – да, именно: к борьбе за место в стае. В которую, если попал, лай - не лай, а хвостом виляй, а то прогонят на мороз или сожрут. «Не знать» в таком обществе – не стыдно, а страшно.
А когда это началось – шут его знает, наверное, когда и у всех – при родоплеменном строе, просто у нас почему-то еще не закончилось. Может быть, потому что у них – буржуазный индивидуализм, а у нас – православие, самодержавие и соборность (любопытно, как с этим дело обстоит в Китае)?
Пишу все это у себя а не у френда в комментах, потому что френд на комментарии отвечает не всегда, а у меня – потребность в признании, принадлежности и любви.
Тяф!

Date: 2013-11-19 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] annok.livejournal.com
Не знаю - ответ недостойный советского ученика. Нас всех в детстве ужасно и родители и учителя ругали за ответ "не знаю" - и вот это перенеслось во взрослую жизнь.
Помните? Не знаешь - узнай, не можешь - сумей! и т.п.

Date: 2013-11-19 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Не только советского, в царской гимназии или какой-нибудь бурсе, думаете, по другому было?
Только в школе невыученный урок - это невыполненная работа, от ученика не требовали, чтобы он знал все на свете. Как и на работе - ты должен знать не все, а то, что входит в твои служебные обязанности.
Школьное "не знаю" равняется "не хочу работать", отсюда - "я учил".

(no subject)

From: [identity profile] annok.livejournal.com - Date: 2013-11-19 05:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 05:37 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] werhamster.livejournal.com
Хе! Кототуй, вы взломщик и шантажист :) (Это я ЛЮБЯ! ЛЮБЯ!)
На самом деле вот так вот с вами людьми и надо, чтобы наконец начали наполнять ленту своими мыслями :)

Замечаете, это всё как бы слегка тинейджерское? У взрослых есть деньги, чтобы разбираться с пирамидой Маслоу, семьи, профессии, банковские счета: то есть у них много разных валют в ходу на этой пирамиде, для каждого этажа своя. А у маленьких, у кого своих денег нет, у тех только коммуникация как валюта. На всех этажах пирамиды - одна. Так получается? И собеседница ваша пишет про школу, школьников.

То есть "не знаю" не может себе позволить - ребёнок. Так получается. И очень соответствует всему вокруг: и патерналистскому сценарию управления, и рекламке, и культурке - это всё из серии "туземцы - они же как дети". Вылез за границу - попал в мир взрослых. Вернулся - снова кругом сопли, какашки и драки за фантики детский садик.

Date: 2013-11-19 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Я взхоббит. :)

Коммуникация - детская валюта - любопытная мысль. Действительно: а почему первое ругательство, которым ругаются маленькие дети, это "дура", "дурак"?

(no subject)

From: [identity profile] werhamster.livejournal.com - Date: 2013-11-19 05:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 05:52 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
Ух.
Инсайт.
:)

(no subject)

From: [identity profile] donnafen.livejournal.com - Date: 2013-11-19 07:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com
У меня даже значок был: "Знаю не всё".
Столкнулась в другой стране с тем, что дорогу показывают в любую сторону, неверные номера автобусов говорят, лишь бы не ответить "Не знаю".

Date: 2013-11-19 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Забавно :) А в какой стране?

(no subject)

From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com - Date: 2013-11-19 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 06:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com - Date: 2013-11-19 06:27 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] tseytlin.livejournal.com
Люди общаются для обмена информацией????

Это очень спорное утверждение. Мягко говоря.
Ну а все остальное верно.

Date: 2013-11-19 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Некоторые - для обмена, но в основном - см. пост :)

Date: 2013-11-19 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] nansyenspb.livejournal.com
Я могу лишь предполагать,что некоторые люди общаются для обмена информацией,а некоторые--не для этого..но точно--Я НЕ ЗНАЮ :)

Date: 2013-11-19 06:27 am (UTC)

Date: 2013-11-19 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] abs8192.livejournal.com
Во-первых, чтобы сказать "не знаю", нужны некоторая честность и смелость, что свойственно не всем. Теперь почему они нужны? Во-вторых, из "не знаю" немедленно следует "не имею своего мнения по данному вопросу", а это плавно перетекает в "не могу принять решения по данному вопросу". Что есть признак лоха, особенно в мире, где все уши прожужжали про эффективных менеджеров и успешных людей.

Именно поэтому ответ "не знаю" могут себе позволить только вдумчивые интеллигенты - они по Ленину и так "говно нации" и им уже не стыдно быть лохами.

Date: 2013-11-19 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Тоже верно.
Если бы эффективным менеджером была я, то успешнее всего у меня бы продвигались по службе люди, отвечающие: "сейчас я не знаю ответа, но знаю, где можно его найти". По крайней мере, сама стараюсь так отвечать шефу :)
Но то - работа, а в жизни знать все невозможно и не нужно.

(no subject)

From: [identity profile] abs8192.livejournal.com - Date: 2013-11-19 06:33 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com
На одном курсе со мной училась одна девушка - тогда известная деятельница системы, да и сейчас крупная жж-гуру. Однажды по просьбе преподавательницы она рассказывала нам про системную иерархию и, в частности, про хайратники, и в конце произнесла фразу "а те, у кого кожаные (или плетеные, или разноцветные, точно не помню) хайратники, ЗНАЮТ ВСЁ". И тут мы заметили, что у нее самой кожаный хайратник.
С тех пор стараюсь держаться от нее подальше. :)
Edited Date: 2013-11-19 06:16 am (UTC)

Date: 2013-11-19 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Гуру - страшное дело :)
А в каком курсе изучают системную иерархию и модели хайратников?

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2013-11-19 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egle-45.livejournal.com - Date: 2013-11-19 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 07:03 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] verkudski.livejournal.com
Я не знаю, справедливы ли ваши наблюдения. И не знаю, почему это так, если они справедливы. :-)

Date: 2013-11-19 07:02 am (UTC)

Date: 2013-11-19 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] tarnegolet.livejournal.com
Не скажу за "не знать", не знаю. В юности ужасно страдала, если надо было признаться, что чего-то не знаю, а потом преодолела это навсегда и признаюсь в этом легко и с удовольствием :)

Почти офф.
Вы очень редко отвечаете на мои комментарии в вашем журнале :))

Date: 2013-11-19 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Правда редко? Виновата :( Обещаю исправиться.

Date: 2013-11-19 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
А я не люблю, когда говорят "не знаю" в ответ на вопрос "чай будешь черный или зеленый?", потому что это меня "подвешивает", как компьютер.

Date: 2013-11-19 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
:)
Ваш собеседник, вероятно, Весы по знаку зодиака.

(no subject)

From: [identity profile] alpamare.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpamare.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpamare.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpamare.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:29 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] stotayn.livejournal.com
Да, очень интересная мысль. Мне думается, что это свойство человека, которое сродни животному инстинкту (маленькие дети стремятся все игрушки познать на вкус). А вот в случае со славянским самосознанием этот атавизм сыграл на руку (возможно). Аксиома "стыдно не знать" вбита на генном уровне. Не знаешь - сиди в деревне, пей водку, иди в сантехники и пр., пр.
Стремление все познать поощряется родителями и подталкивает детей к благополучию.

Date: 2013-11-19 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Чтобы познавать, надо задавать вопросы. А если стыдно не знать, то и вопросы задавать стыдно.

(no subject)

From: [identity profile] stotayn.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:21 am (UTC) - Expand

Камо грядеши

From: [identity profile] stotayn.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:26 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Мне как раз казалось, что обычно никто ничего не знает.
Или Вы про правила поведения в России? (В смысле, что все читали одинаковые книги, пробовали авокадо и придерживаются сходных политических воззрений.)

Date: 2013-11-19 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Примерно так, да. Только не "все", а в каждой группе - свои правила, что читать и что пробовать.
Edited Date: 2013-11-19 08:51 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2013-11-19 08:57 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] quod-sciam.livejournal.com
"Не знаю" стыдно ответить тому, у кого большая проблема с принятием себя, невротику с комплексом достигателя, бедному отличнику, который за медаль, а не потому что интересно. Думаю, таких много среди, скажем так, на медные деньги выученных, для которых тотальная компетентность=праву на признание.

Я в своё время в первые годы преподавания через коленку себя ломала, заставляя отвечать студентам: "Сейчас не отвечу, посмотрю, напомните в следующий раз". С другой стороны, я и им книжки на экзамен разрешала приносить -- тексты, в смысле. Никто не может помнить и знать всё, профессионализм-то не в этом.

Date: 2013-11-19 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Да, да, тыщу раз да.

Это как с заядлыми спорщиками: ему кажется, что если он проиграет в споре, его никто не будет уважать и любиииить (рыдает :))

У меня был друг, невротик, но умный. С ним было интересно общаться - он всегда находил ответы, не сразу - так в следующий раз. А однажды ответил "не знаю". Я порадовалась: хоть чего-то этот эрудит хренов, да не знает. А потом оказалось, что он просто утратил ко мне интерес и ему стало влом напрягаться :)

(no subject)

From: [identity profile] quod-sciam.livejournal.com - Date: 2013-11-19 09:46 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] ink-fade.livejournal.com
я вообще с таким не сталкивалась как с комплексом "советской системы" или чем-то таким. Вообще я слишком часто наоборот сталкиваюсь с людьми, которые несут ахинею с искренней уверенностью в собственной правоте или которые "знают, как надо - а шаг влево-вправо побег". Я не думаю, что это у них от стыда сказать "не знаю" - они так искренни, что явно не притворяются)

Date: 2013-11-19 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Есть мнение, что упрямство - один из видовых признаков дурака :)))

(no subject)

From: [identity profile] ink-fade.livejournal.com - Date: 2013-11-19 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 01:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
А в чем он проявляется, запрет на незнание? Я как-то не понял...
Наоборот, мне кажется, слишком много знать считается предосудительным. И вызывает подозрение и насмешку.
Помните, Кототуй, начало "Золотой цепи" Грина? Какую татуировку сделали в насмешку Санди Пруэлю?

Date: 2013-11-19 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Не помню. Какую?

(no subject)

From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com - Date: 2013-11-19 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kototuj.livejournal.com - Date: 2013-11-19 12:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mariazavelskaya.livejournal.com
Странно... что за мода такая? Я всегда отвечаю "не знаю", если и правда не знаю. даже студентам, правда, добавляя : я должна посмотреть. И ввобще:
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: Я знаю, как надо... (Он врет, он не знает, как надо)

Date: 2013-11-19 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Он и хочет, чтобы его боялись. Затем и врет.

Date: 2013-11-19 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Почему только в советско-российском? Всюду, где обладание знанием (или его иллюзия) обеспечивает место в иерархии и доступ к разным ништякам. Поэтому, кстати, я никогда больше не пойду за медицинской консультацией к старым профессорам - они ни за что не признаются, что чего-то не знают.

Date: 2013-11-19 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Увы :(
Но с молодыми тоже такое случается.

(no subject)

From: [identity profile] just-tom.livejournal.com - Date: 2013-11-19 03:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ea_/
В человеке все должно быть прекрасно. И он должен знать много, много, и еще больше. И постоянно стремиться к знаниям. Если он чего-то не знает, то это вина только его, он недостаточно учился, мало совершенствовался.
Комплекс отличника. Узнаю его всегда в себе. Хотя часто говорю - не знаю. Но это сейчас, когда я определила для себя пространства, в которых я что-то должна знать, и которые не так важны для развития.
В юности, если я вдруг чего-то не знала, а мне казалось, что вообще не знаю ничего, и все вокруг умнее меня, я закапывалась в соответствующую информацию по уши. Потеряла много времени для того, чтобы узнать то, что на самом деле мне не нужно. Но и сейчас увлекаюсь порой до полного исчезновения, только уже отдавая себе отчет в ненужности знаний.

Date: 2013-11-19 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Не знаю, что лучше - быть экстра-класс специалистом в своей области или эрудитом во многих? Мне больше по душе первое.

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ea_/ - Date: 2013-11-19 05:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-19 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] rupakaja.livejournal.com
а вот в немецком буржуазном индивидуализме запросто в школе можно чего-то не знать. А можно и вообще ничего не знать или очень мало. Главное, чтобы язык был подвешен и голос погромче, чтобы уверенно спрашивать, ни разу до этого не попробовав как-то подумать самому. И многие приходят к выводу, что вовсе и не нужно ничего Знать, достаточно по верхам немножко нахвататься и вовремя это продемонстрировать.

то есть для меня советское общество говорило "стыдно чего-то не знать, а признаваться в этом - глупо"
а немецкое сегодняшнее " сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит, а знания - дело десятое"

а вот чтобы общество было действительно заинтересовано в углублении знаний и поощряло людей любознательных, не все знающих, но стремящихся к познанию - это, наверное, чистая утопия на сегодняшний день. Нет, может быть где-то оно и так, но где - не знаю ;)

Date: 2013-11-21 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] plotnik.livejournal.com
Как я работаю в программировании, где все знать ну никак невозможно обычно даже в рамках одного проекта, и очень много менеджеров, которые смешные, но упаси бог им это говорить, так когда встречаются действительно знающие товарищи без больших понтов, я считаю это золотые люди :-)

что-то из советского

Date: 2013-11-23 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] toks1972.livejournal.com
прошлого, видимо) во времена моей работы в фмн.отделе в 90х упаси боже было произнести эти 2 слова. надо было врать (чего категорически не люблю), но сказать "не знаю" - лишиться премии как минимум.
хз откуда это пошло. но ведь вот настолько втюхали, что до сих пор не могу сказать "не знаю". жертва системы)))))

Date: 2013-12-22 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Дорогой Кототуй,
у меня есть ответы на все эти вопросы. Только Вы мне, наверно, не поверите. А жаль - они правильные.

На эти вопросы отвечает типология Афанасьева.

Пирамида Маслоу на самом деле не одна, их 24. Маслоу просто честно описал свой тип. Но есть и совсем другие, у которых, например, физические потребности на последнем месте...

"Не знаю" труднее всего говорить тем, у кого Логика на 3 месте.

Общаются люди в основном для терапии своей Третьей функции, а также, чтобы размять свою Вторую функцию.

Самое лучшее общение - между Третьей и Второй эмоцией, между Третьей и Второй физикой, между Третьей и Второй волей.
А вот если у одного из собеседников, например, Третья Эмоция и он хочет получить терапию по Эмоции, а у другого собеседника на Втором месте не Эмоция, а Логика или Физика - вот тут-то и получается "Все несчастливые семьи несчастливы по-разному"...



Date: 2013-12-22 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Интересно. Спасибо.

November 2014

S M T W T F S
      1
2345678
9101112 131415
1617181920 2122
23 242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 21st, 2026 10:59 am
Powered by Dreamwidth Studios